пятница, 8 февраля 2013 г.

Запись лекции Л.М.Поповой. Создание стильного образа.

Уже некоторое время ведется диалог о том,что же такое стиль, из чего он рождается, что такое образ, как он создается, какие ощущения у творца он вызывает? Много, слишком много сейчас мишуры и "красивости", а подчас и "клоуновства" на сцене моды..С чем работать стилисту...
Я искренне завидую москвичам.  У них есть потрясающий Учитель- Любовь Михайловна Попова, создатель  "Творческой студии Любови Михайловны Поповой".  Отдельные лекции её ученики выкладывают в сообщество popova-artclass.  Вот текст лекции на тему" создание стильного образа"-Библия стилиста. Мне его любезно разрешили выложить модераторы данного сообщества. Почитайте эту потрясающий по силе текст! Дочитайте его до конца, он откроет многим глаза на вИдение этого мира!

И нет,я не убираю его под кат.


"Задание, направленное на создание стильного образа состоит из двух этапов:
Первый этап – рождение образа.
Стильный образ – это не «красиво», к красоте это не имеет никакого отношения. Кто хотел «красиво», у того не получилось создать образ.
Стильный образ - это не «красиво», это выразительно. Образ всегда выражает что-то. А, что он выражает?


стоп-кадр из фильма Андрея Тарковского "Зеркало"

 ЧУВСТВО! Мало того – ПОТРЯСЕНИЕ!

Образ – всегда результат какого-то эмоционального потрясения. Человек, который создаёт образ, должен быть в каком-то эмоциональном состоянии. Да! В состоянии, которое рождает это потрясение! Это должно быть какое-то чрезвычайное напряжение всех эмоциональных и духовных сил. Если Вы в таком эмоциональном состоянии что-то делаете, тогда можно на что-то рассчитывать. Это должно быть колоссальнейшее напряжение! И, чаще всего – это результат всей жизни. А, какой жизни? Бытовой? Нет. Духовной жизни. А теперь нужно себя спросить: «А, она у меня была? Какого качества? Какого уровня?». Это важные вопросы.

Итак, чувство рождается, формируется – это образ рождается. А потом это чувство нужно воплотить в искусстве, в индивидуальном образе, в частности. Пока мы говорили, КАК рождается образ на уровне идеи. Ведь идея (вы помните?) это чувство. Чувство рождается в результате всей духовной жизни человека. И моментально отражает - это, либо, стандартное чувство, как у всех рядом, либо, из ряда вон выходящее, лично у вас.
Обучение в Студии направлено на то, чтобы в первую очередь сформировать привычку духовной жизни. Эта привычка есть не у всех, но есть те, кто старается изо всех сил. Духовная жизнь – это заслуга не только конкретного человека, но и его мамы, папы, дедушки, его генов. Каждый находится на своей полочке духовного развития. Каждый!

ХУДОЖНИК – ЭТО ЛИЧНОСТЬ. ВСЕГДА. С яркой ДУХОВНОЙ жизнью.

Второй этап – воплощение чувства, воплощение идеи в образ.
Этот второй этап требует художественных навыков. А что здесь главное? СТРУКТУРА, художественная структура. Вы умеете с ней работать? Вы много над ней работали? У Вас много попыток? Я обращаюсь к каждому из вас в отдельности. Это должно быть отражено где-то. Лично Ваши поиски, Ваши попытки постичь эту структуру. Ещё раз спросить себя: «А что это такое?» Вспомнить: масштаб, пропорции, ритмы, характер линии, характер цветового пятна, характер колорита. Масса вопросов!


Эль Греко. "Лаокоон". 1613-1614. Национальная Галерея искусств, Вашингтон


ОТЧАЯНИЕ. Духовная жизнь – это глубинное восприятие. Только такое восприятие формирует духовную жизнь. Глубинное восприятие – это открытие смыслов. А открытие смыслов – это нелегко. Господь заложил ДУШУ в человека, нельзя превращать её в механизм и жить по накатанным стандартам.
Человек, если в нём уже что-то сформировалось, понимает, что отчаяние – это непременный атрибут человеческой жизни. Без него нет человека! Не формируется человек! Об этом говорил в своих фильмах великий Андрей Тарковский.
Творчества нет без отчаяния. И человека нет без отчаяния.
Художник может пробудить души к свету, лишь только тогда, когда побывал во мраке отчаяния. Поэтому человек не может видеть вокруг себя только хорошее и весёлое.

"Изгнание Адама и Евы из рая" Мазаччо, Флоренция, фрагмент фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине

 Какая глубина?! Если нет привычки ЖИТЬ? Нет привычки жить - требуется колоссальный переворот в жизни! И без него никуда! Либо эти зёрнышки были, и человек цепляется за эти зёрнышки и вытягивает что-то. А если не было? Вы должны осознать, что у человека, у личности, в первую очередь, должно быть сформировано чувство ответственности.

И вот о структуре. Структура визуального образа (как, впрочем, естественно, любого образа, в любом виде искусства) не придумывается, она рождается. Где? В ВИДЕНИЯХ. Когда эти видения появляются? Когда Вы находитесь в этом эмоциональном состоянии напряжённейшем. Когда Вы испытываете отчаяние, когда Вы стремитесь что-то постичь, а у Вас ничего не получается. И вдруг, в какой-то момент, вдруг вспыхивает! И Вы видите не только образ (как одеть, во что одеть, как причесать), но и пространство этого образа: и сервировку, и интерьеры – всё что окружает, что рядом. Если это фотография – и фон, и освещение. Всё есть уже! Вы должны только воплотить. А во что всё упирается? В привычку! В привычку духовной жизни, жизни напряжённой, нередко с периодами отчаяния. А это либо есть, либо нет.

Задайте себе вопрос - что насчёт понимания и видения структуры: в одежде, в сервировке, интерьере? Сколько попыток предприняли Вы для этого? Сколько дней потратили? Сколько ночей не спали? Мои слова обусловлены только желанием достучаться до вас.

Итак, стильный образ – это художественный образ, притом яркий художественный образ, который вызывает, как всякий образ – потрясение!
Не желание узнать, где купила она эти сапоги, а потрясение от ОПЫТА, духовного опыта. Этот образ всегда – воплощённая эмоция. В каждом человеке есть ядро эмоциональное, условно назовём это. Почему условно? Образ всегда неуловим. Никогда нельзя точно в словах выразить смысл образа. Всегда приблизительно. Всегда намёк. Всегда примерно. Слова позволяют лишь прикоснуться к смыслам, поэтому стремишься выразить в слове, но это всегда приблизительно. Так и чувства, которые являются ядром человека и которые ты пытаешься уловить – это приблизительно. Это чувство нужно уловить. КАК? Сидя у зеркала и разглядывая себя? Нет! Вглядываясь в мир. Воспринимая мир – вы постигаете себя.

Вы находите нюансы чувств в мире искусства рококо, или в каком-то цветке, или в вазе, или в простом глиняном кувшине, вдруг, и это чувство потрясает Вас. И он, этот кувшин, Вам намекает, что в нём есть что-то родственное Вам, и только Вам, никому более. И через этот кувшин Вы прикасаетесь к своей душе. К своей душе, которую я условно называю ядром эмоциональным. Но это же поиски? Да. Это серьёзный духовный труд. Ежедневный, многолетний труд. Когда ты пытаешься прикоснуться, ты не узнаёшь это эмоциональное ядро, а постигаешь постепенно через постижение мира. А если ты мир не постигаешь, не видишь, ни искусство, ни цветы, ни природу, ни поэзию, ни новости, как ты постигнешь свою драматическую суть, если тебе это не интересно? Никогда не постигнешь.

Постижение мира помогает постигать личностное ядро – интуитивно, не постичь, а прикоснуться изо дня в день, из года в год, потому что в слове постигать нет конечной точки, нет границы. Я постигаю и поэтому я развиваюсь, поэтому я изменяюсь, и поэтому я иду по своему пути.
Метод глубинного восприятия, который вы осваиваете в Студии, позволяет оживить духовную жизнь, наполнить душу. Как говорят японцы, когда душа наполняется до краёв впечатлениями, то, что переливается через край души и есть произведение искусства. Моя душа привыкла видеть. Поэтому она разрывается от того, что вокруг нас. Она полна впечатлениями, самыми разными, жуткими, страшными, от которых я не сплю по ночам. Я вижу реальный мир. Конечно, я вижу красоту мира острее, чем многие, но я острее, чем многие вижу ужас мира, и глубже.

 
Твёрдость души не воспитывается, она формируется. Нет человека, если он не живёт в мире, есть марионетка, есть кукла или робот. Это напряжение духовных сил позволяет раскрыть смыслы. Человек живёт с раскрытыми глазами и с открытой душой. Зрелость человеческой личности - за неё надо платить ясным взглядом. Мир как есть – это не рождественская открытка. И острота мира ярче, чем на рождественской открытке, и красота мира ярче, и ужас мира ужаснее, чем во всех фильмах ужаса. Если ты так воспринимаешь мир, у тебя колоссальное количество образов ежедневно!

Итак, индивидуальный стиль – это воплощение эмоционального ядра личности в визуальном образе, а по сути, предназначения жизненного человека. Ты вытаскиваешь вместе со стилем своё предназначение, пространство, смысл. Образ этот всегда в структуре. И он структурен в твоих видениях, именно как следствие твоей напряжённой духовной жизни.

Конечно, нужна художественная подготовка, безусловно. Ты должен уметь воспринимать искусство. Воспринимая искусство, ты нарабатываешь опыт видения структуры, и тогда твои картинки будут структурные. Но, если у тебя нет опыта видения структуры – картинки не будут структурные, нет! Картинка отражает твою жизнь! Это калька! Причём, не жизнь бытовую, а жизнь духовную. Картинка – это ассоциативный образ. Это калька вашей духовной жизни.

Образ всегда структурен. Есть структура – есть образ, нет структуры – нет образа.

Индивидуальный стиль – это ведущая эмоция, воплощённая в художественном образе, в структуре.

Если человек живёт напряжённой духовной жизнью и что-то не получается в начале, то получится потом. Это условие. Условие не только творчества, но и, вообще, формирования личности.

Итак, индивидуальный стиль – это эмоция, воплощённая в художественной структуре. Эмоция улавливается всегда, и вот, когда человек пытается постигать мир вокруг себя, он улавливает эту эмоцию – главную, ведущую.

Стильный образ – не научиться покупать стильные вещи, а научиться постигать мир и себя в этом мире. Образ – это не «красиво», образ – это постижение смыслов.

Постижение смыслов (точнее, прикосновение к смыслам, причём интуитивное) через чувство, через эмоциональное потрясение. Всегда в сомнении ты, никто не даёт тебе гарантий, что всё правильно, ты в темноте ползёшь. Но, когда есть привычка к духовному труду, уже появляется интуиция – ты чувствуешь, что ползёшь правильно. И, ты успокаиваешься, и ползёшь дальше, тоже в темноте, но уже не нервничая, и не ожидая быстрых результатов.

Образ – это эмоциональное потрясение. Конечно, эмоциональное потрясение будет только тогда, когда вы умеете воспринимать.

Итак, ты ищешь себя через мир, воспринимая мир и, когда при восприятии каких-то элементов этого мира, искусства, птички какой-то, вороны на белом снегу, цветка, ты, вдруг, испытываешь потрясение – это толчок к созданию образа любого, но это и шаг к поиску себя. Каждый раз, когда Вы что-то воспринимаете и испытываете потрясение, Вы что-то понимаете внутри себя чрезвычайно важное. Я воспринимаю рококо, и я вспоминаю что-то, какие-то нюансы рококо, которые спят во мне и которые просыпаются иногда, и желание играть, и желание кокетничать и т.д. и т.д. Мир помогает постичь нюансы сложной человеческой души. Каждая душа чрезвычайно сложна, это не примитивное построение, это не кубик-рубик и ты постепенно нащупываешь главную эмоцию. Во мне есть это - намёк на рокальное, не главная эмоция личности, но нюанс, толчок для создания нового образа.

Найдите пост в нашем сообществе, по конкурсу «Творческие впечатления». http://popova-artclass.livejournal.com/43311.html  Там описывается, как Суриков увидел чёрную ворону на белом снегу и испытал эмоциональное потрясение, которое невозможно выразить в слове. Он не мог его выразить в слове. Но это потрясение, это яркое чувство он пронёс в себе долгие годы, оно волновало его, он вспоминал об этом. И именно в этом чувстве увидел сюжет боярыни Морозовой. В своём знаменитом полотне «Боярыня Морозова» Василий Иванович Суриков воссоздал чувство, которое испытал, увидев ЧЁРНУЮ ворону на БЕЛОМ снегу. Это трагическое чувство. Он понял что-то в себе? Конечно!"